У каждой интересной истории есть необычное начало. Три года назад, в 2016 году, в краеведческий музей Багратионовска пришли две старшеклассницы местной школы и попросили предоставить для реферата материалы о биографии художницы, родившейся здесь, в городе. А в музее ничего на этот счёт не оказалось. Заинтересовавшись, директор учреждения Александр Панченко забрался в сети Всемирной паутины в поисках сведений об этой художнице. Так началась наша история.
Художницу звали Катарина Кляйн. Родилась она в 1861 году, в небольшом городке Прейсиш-Эйлау (ныне Багратионовск). Первые 20 лет прожила здесь, училась в местной гимназии и очень любила рисовать. Жители городка занимались, в основном, сельским хозяйством. Отсюда и возник у будущей художницы интерес к растениям.
В 1881 году Катарина переехала в Берлин, чтобы поступить в художественное училище. Там она обучилась основам рисования гуашью, акварелью и маслом. Талантливая, трудолюбивая девушка активно участвовала в выставках, постоянно посещала курсы живописи, оттачивая своё мастерство. Она подмечала мельчайшие детали окружающей природы и скрупулёзно переносила их на бумагу. Однако критики и коллеги по цеху не воспринимали её акварели всерьёз, и считали Катарину Кляйн просто коммерческим художником, не имеющим отношения к высокому искусству.
Но вскоре её картинами заинтересовались крупные издательства в Германии, Англии и Швейцарии. Им как раз требовались эскизы для почтовых открыток, на которых были бы изображены популярные в то время цветы, фрукты, птицы. И Катарина стала зарабатывать на жизнь карандашом и кистью. Это был её единственный источник дохода. Кроме открыток, её рисунки украшали поваренные книги, женские блокноты для записей, закладки для книг, упаковки для мыла, конфетные коробки. Рисовала она и деколи (переводные картинки для посуды).
В те годы женщине нужно было иметь немало мужества и твёрдости, чтобы зарабатывать на жизнь самой, да ещё таким способом. Но уже к 30 годам Катарина Кляйн сумела добиться широкой известности как лучшая художница-флористка Европы. И не только Европы. Её акварели произвели фурор на художественной выставке в Чикаго в 1893 году.
Кроме картин с цветами и фруктами, Катарина Кляйн писала пейзажи, создавала миниатюры на тему птиц и бабочек. Один из лучших образцов её творчества — раритетная коллекция открыток, на которых изображены 26 латинских букв, увитых цветами. Но особенного совершенства художница достигла в написании роз. Вдохновившись её рисунками, современные голландские селекционеры даже создали новый сорт этих прекрасных цветов, названный в честь неё роза Кляйн.
Своими знаниями и умениями художница охотно делилась с другими: при её студии были открыты курсы рисования для женщин. В 1911 году Катарина Кляйн выпустила два руководства: одно — по созданию точного изображения цветов, другое — фруктов.
Всего художница создала более 2 тысяч 200 рисунков, напечатанных 75 издательствами Европы. Катарина Кляйн была «кормилицей» и звездой крупнейшего издательства Meissner & Buch из Лейпцига, поскольку открытки по её эскизам составляли 20 процентов от объёма издаваемой им продукции.
Кроме художественной, акварели Катарины Кляйн со временем приобрели и научную ценность, ведь многие представители цветов и фруктов, будучи утраченными в природе, сохранились только на её рисунках.
Усердно трудясь всю жизнь, художница так и не обзавелась семьёй и наследниками. Умерла она в 1929 году в Берлине.
Во время изучения биографии Катарины Кляйн и её творчества, у работников Багратионовского Музея истории края возникло желание собрать коллекцию подлинных почтовых открыток конца 19 – начала 20 века с рисунками художницы. Они начали участвовать в интернет-аукционах, переписываться с коллекционерами. Экспонаты покупают на прибыль от продажи входных билетов в музей. Кое-что дарят собиратели.
Директор музея Александр Панченко рассказал, что теперь их собрание рисунков «Королевы почтовой открытки» — самое большое по количеству экспонатов в области. И коллекция постоянно пополняется. Уже приобретены три литографии, посуда с деколями. Сейчас в музее собирают цветочный алфавит Кляйн, есть уже 12 букв. А самое главное, творческое наследие художницы выставляется в её родном городе.
4 ноября 2019 года исполняется 158 лет со дня рождения художницы. Вот уже третий год подряд накануне этой даты в стенах музея Багратионовска проходит открытый конкурс учащихся художественных школ области под названием «Хрупкая нежность». Участники представляют акварели, исполненные в стиле Катарины Кляйн. Авторитетное жюри, в которое входят члены Калининградского союза художников, выбирает лучшие работы. Потом, в одном из залов музея из них формируется выставка.
Букетик фиалок. Интересно, что до 1906 года на обороте открытки писали только адрес, а текст послания размещался на лицевой стороне. Поэтому художница оставляла часть поля свободным.
Простой адрес: Париж, факультет медицины, мадемуазель такая-то… И ведь доходило до адресата.
Маки у Катарины Кляйн будто живые.
В России тоже печатались открытки по её эскизам. Интересно, что у художницы было несколько любимых ваз и кувшинов, которые повторяются с разными букетами на её рисунках.
Серия открыток с нарциссами.
Букетики полевых ромашек. Светлым нехитрым сюжетам акварелей Катарины Кляйн присущи нежность и изящество в передаче формы и красок каждого лепестка.
Фрукты и ягоды — ещё одна тема рисунков художницы.
Серия ярких открыток с попугаями.
Много открыток с певчими птицами.
Сюжеты рисунков Катарины Кляйн и сейчас очень популярны среди рукодельниц. Вышивки гладью, крестом, лентами по её образцам привносят уют и тепло в современные дома.
Сохранилось много посуды с деколями её кисти.
До сих пор в разных странах печатают календарики с её рисунками.
А так выглядит знаменитый цветочный алфавит Кляйн.
Проходят годы, а винтажные «открытые почтовые карточки» с рисунками главной «цветочницы» Германии, родившейся на этой земле, продолжают радовать нас нежностью и изяществом.