В маленьком посёлке Бошльшие Бережки Славского района, есть очень интересная кирха. Точнее, то что от неё осталось после удара молнии, и пожара, случившегося в 1975 году.
Кирха населённого пункта Альт Ляппинен, или Раутенскирх, а именно так назывался посёлок Большие Бережки до 1946 года, расположена в живописном месте, рядом с дамбой канала Матросовка.
На другой стороне Матросовки находился поселок Rautersdorf. Сейчас это — Малые Бережки.
Была пристань и действовало водное сообщение. Баржи, пароходы и яхты на данном водоёме когда-то считались явлением обыденным, и довольно полезным для экономики не только района, но и всей Восточной Пруссии.
Сначала работал паром, потом был построен капитальный мост, соединяющий два поселка. После войны мост был взорван. Со слов краеведа и директора музея из города Славска Вячеслава Михайловича Кенть, в опору моста врезалась баржа, перевозившая трофеи. Военное руководство, отвечавшее за доставку ценностей, приняло решение взорвать мост, являющийся помехой для судоходства. Сейчас моста нет, и попасть на другой берег Матросовки можно лишь через мост в посёлке Мостовое.
До автомобильного моста от посёлка Большие Бережки — 12 км.
Местное население посёлка занимается сельским хозяйством, а любители рыбной ловли наслаждаются тишиной, и удалённостью от городской суеты.
Восьмиугольная кирха была построена в далёком 1675 году, по проекту архитектора Филлипа фон Хице, на средства вдовы графа Филиппа де ля Чизе (de la Chieze) — Луизой Катариной фон Райтер.
Граф de la Chieze являлся владельцем имения и замка Раутенбург, который располагался в посёлке, недалеко от Альт Ляппинена. Там же находилось имение графов Кайзерлингов.
Примечательно и то, что в замке Раутенбург, в семействе графа Гебхарда Иоганна Кайзерлинга одно время жил будущий философ Иммануил Кант. Кант учил детей графа.
Сейчас этого поселка нет, а на месте замка обычный луг.
Между прочим, архитектор Ф. Хице принимал участие в строительстве Потсдамского городского дворца. Архитектором являлся Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Сейчас в восстановленном Потсдамском дворце заседает ландтаг Бранденбурга.
Кирха в Alt Lappienen являлась одним из самых красивейших культовых сооружений в крае, построенная в византийском стиле. Позже это сооружение из камня назовут — «жемчужиной Восточной Пруссии». Очень жаль, что «жемчужина» превратилась в руины. Которая смотрит на нас пустыми глазницами проёмов, что-то спрашивая и крича от безысходности.
Существует версия, что это некогда очень красивое религиозное сооружение Alt Lappienen было спроектировано как кирха Mare Kerk в Лейдене (Голландия).
И очень похожа на San Vitale, в Равенне (Италия).
В 1700 году кирху обновили, и расширили двумя пристройками. Всё внутреннее оформление церкви, с кафедрой и алтарём, было оформлено в стиле Барокко.
В 1701 году внутри установили орган, изготовленный Кёнигсбергской органной мастерской «Мозенгель», и на территории храма разместили фамильный склеп графа Филиппа.
Фронтон портала кирхи украшал барельеф, представляющий из себя рыцаря с его семьей, изготовленный из песчаника.
Над входом в кирху выбиты буквы — Альфа и Омега. Соединение Альфы и Омеги — начало и конец — День Творения и Судный День — Бытие и Апокалипсис.
Масоны тоже использовали эти символы. Альфа, тот, кто прежде, Омега — тот, кто после. (Масонская «Соломонова печать»).
Во время войны с Наполеоном, кирху разграбили французские солдаты, но после этого грабежа завоевателей всё было восстановлено. В храме постоянно шли богослужения. Раутенскирх был достаточно известен в Восточной Пруссии.
Вторая мировая война не тронула красивое религиозное сооружение Раутенскирх. Здание осталось целым. Правда, кирха лишилась внутреннего убранства. Подобное происходило повсеместно. Что-то из церковного имущества шло в личные коллекции, что-то просто отправлялось на переплавку. А то и вовсе использовалось как материал для растопки печей.
В шестидесятых годах кто-то украл медную плиту громоотвода, приваренную к самому шпилю. Видимо, эта кража металла и ускорила процесс уничтожения исторического сооружения. Удар молнии в шпиль без громоотвода спровоцировал сильный пожар, и последующее разрушение здания. Долгие годы после пожара кирха никого не интересовала, являясь очередным разрушенным зданием довоенной постройки, коих огромное множество в нашей области.
Примерно в 1996 году о ней вспомнили, и начались работы по сохранению древнего памятника архитектуры. Во всяком случае, была приведена в порядок территория вокруг кирхи. Работы проводились и в 2004 году. Принимали участие как местные жители, так и члены немецкой общины района Эльхнидерунг (Elchniederung) – Лосиная низменность.
Лосиной низменностью называли раньше местность нынешнего Славского района Калининградской области.
Справка
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха в посёлке Большие Бережки получила статус объекта культурного наследия регионального значения. В 2010 году кирха была передана РПЦ.
В том же году, у стен кирхи посёлка Большие Бережки произведено захоронение учителя Вилли Зерта (Willi Zehrt). Когда-то родители Вилли венчались в этой кирхе. До самых последних дней Willi Zehrt посещал родные места. Приезжал по мере возможности.
Супруге покойного удалось добиться разрешения на захоронение своего мужа у кирхи. Надгробная плиту установили на части стены церкви, и на плите размещена надпись следующего содержания: «Тоска по родине так же сильна, как любовь. Я дома. Благодарю».
А в 2005 году на месте руин кирхи прошло первое со времён войны богослужение.
Вокруг кирхи чисто, покошена трава, и растут цветы. Видно, что кто-то тут смотрит за порядком.
Рядом с руинами церкви расположена беседка.
На территории у кирхи остались части дома где жил настоятель храма. Судя по всему, здание до своего нынешнего состояния упадка использовалось как склад или амбар.
В посёлке Большие Бережки стоит бюст Михаила Ивановича Калинина. Честно говоря, бюстов Ленину в посёлках и городах области встречал великое множество, но «всесоюзного старосту» повстречал впервые.
Член Президиума Верховного Совета СССР, в честь которого названа наша область, стоит в состоянии саморазрушения и полной ненужности. Собственно, как и большинство объектов архитектуры, уцелевших во время войн, но уничтожаемых уже в Калининградской области. В общем, как-то всё символично.
Текст: Игорь Вишняков
Фото – Игорь Вишняков, Денис Штейн