Иногда самые обычные вещи становятся объединяющими символами разных эпох.
Приграничный город Советск, бывший Тильзит, может гордиться различными достопримечательностями. А многие здешние туристические изюминки словно напоминают о прошлом.
К примеру, в Советске есть трамвайный вагон Путиловского завода, выпущенный в далёком 1933 году.
Этот ярко-красный представитель одного из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта установлен на площади Ленина. В своё время, там, где сейчас стоит на рельсах «путиловец» МС-4, была трамвайная остановка, которую сегодняшние городские власти воссоздали по старым фотографиям.
Справка:
Через нынешнюю площадь Ленина в Советске проходили два трамвайных маршрута: Вальдфридхоф (Лесное кладбище на улице Героев) — Банхоф (Вокзал) — Хоештрассе (улица Победы) — Флетшерплац (пощадь Жукова, погранпереход) — гора Энгельсберг (улица Тимирязева). А также: Хоештрассе (улица Победы) — Банхоф (Вокзал) — Столбекштрассе (улица Александра Невского) — Шплиттерштрассе (улица Чапаева) — Вальдфридхоф (Лесное кладбище на улице Героев).
Трамвай Советска является своеобразным напоминанием о том, что с 1901 до октября 1944 года в городе Тильзите действовало трамвайное сообщение.
Трамваи пользовалась популярностью среди местного населения, а их маршруты были для города весьма актуальными, поскольку в самом начале ХХ века это был чуть ли не единственный вид общественного транспорта. Автобусы появились намного позже.
В Тильзите использовались трамваи, произведённые акционерным обществом Lahmeyer & Co из Франкфурта-на-Майне.
В отличие от Ленинградского трамвая Советска — МС-4, тильзитские «собратья» изготавливались под иную ширину рельсов (более узкую), и выглядели по-другому. Красный трамвайный вагон Советска выпущен под колею 1524 миллиметра. Трамваи Тильзита курсировали по колее шириной 1000 миллиметров.
Установили трамвайный вагончика МС-4 в августе 2012 года. Экспонат с бортовым № 12 в Советске прижился и стал его настоящей визитной карточкой.
Справка:
До того, как трамвайный вагон «прописался» в Советске, МС-4 являлся неходовым макетом № 2601, использовался в качестве кафе, и до момента передачи Советску находился в музее Петербургского трамвая, на территории парка № 2.
Текст, фото: Игорь Вишняков