Сосновый лес на берегу озера Тихого в курортном прибалтийском Светлогорске. Кажется, жить в таком месте - мечта любого. Жилой трехэтажный дом расположен именно здесь, но его обитателям он совсем не кажется райским местечком. Напротив, здание больше напоминает декорации для съемок фильмов о незавидном быте «маленьких людей» в царской России или о жизни в коммуналках 30-40-х годов прошлого века.
Все довоенные здания в Калининградской области по документам числятся постройки 1945 года, но исследователи и краеведы давно определили возраст почти всех оставшихся немецких зданий: этот дом по адресу: Светлогорск, Калининградский проспект, 44, был построен в 1903 году.
До Второй мировой войны здесь располагалась гостиница. Это сразу бросается в глаза, потому что «квартиры» в доме – это, по сути, очень малогабаритные гостиничные номера. После войны здесь обустроили то ли вечернюю, то ли начальную школу со столовой в пристройке.
В советские времена дом принадлежал «Пионерской базе Океанрыбфлота», здесь выдавали комнаты молодым специалистам. Ирина Парфенюк получила от предприятия восьмиметровую комнату в 24 года и живет в ней уже 38 лет.
– В каждой комнате было по двое-трое детей, они все выросли в этих коридорах, – вспоминает Ирина, которая и сама вырастила тут двоих сыновей.
До войны здание было даже газифицировано. Но в советские времена рабочие переделали систему отопления, и тепло в дом подавалось от пристроенной угольной кочегарки. Рулил отоплением собственник – «Пионерская база Океанрыбфлота», а в 1993 году кочегарку взяли на баланс городские теплосети. Когда за ЖКХ стали отвечать управляющие компании, кочегарку вместе с домом передали УК, однако с условием, что уголь жильцы должны были покупать за свой счет. Ирина с соседкой пошли работать кочегарами, чтобы экономить купленный за свои деньги уголь, сами рубили дрова, и топили ими тоже. В 2000-х годах отопление обходилось жильцам в 232 рубля за квадратный метр. Спустя два года угольные котлы треснули и потекли.
– Система отопления в доме была сделана неправильно, – рассказывает Ирина, – трубы идут по чердаку, система постоянно завоздушивалась и не протапливалась. Крыша уже тогда протекала, потому что строители в свое время убрали немецкую черепицу и постелили шифер.
В 2012 году кочегарка вышла из строя, в котельную поставили электрический котел на 36 киловатт. Чтобы протопить такой большой дом, этой мощности, конечно, не хватало. К тому времени от обслуживания проблемного дома отказалась управляющая компания, и никакая другая не пожелала взять в управление это здание. Но гарантирующий поставщик электроэнергии «Янтарьэнергосбыт» в течение трех лет - с 2012 по 2015 год - не выставлял счета за электроэнергию, потребляемую котлом. Жильцы стали обращаться в компанию с просьбой присылать им квитанции за электроэнергию, однако там отвечали, что организация заключает договоры только с управляющими компаниями, якобы индивидуально это сделать невозможно.
–А через три года они проснулись! – возмущается Ирина. –Посчитали электроэнергию, которую «намотал» электрокотел, раскинув пропорционально метражу – получилось по 7-10 тысяч рублей в месяц на квартиру. Плюс еще и пени за три года. Мне выставили долг на более, чем 200 тысяч рублей. Многие счетчики до сих пор опечатаны – люди не стали платить такие суммы, особенно те, кто не живут здесь.
Ирина договорилась на рассрочку и с трудом выплатила этот долг. А электрокотел в скором времени пришел в негодность, и сейчас его в котельной нет.
Вот уже более 10 лет дом по Калининградскому проспекту, 44, не отапливается! Управляющей компании нет. Сегодня здесь прописаны 18 семей, но большинство просто съехали, потому что жить в таких условиях невозможно. Остались менее десятка семей, которым просто некуда идти, среди них – семья с двумя школьниками. На третьем этаже есть две принадлежащих муниципалитету комнаты, которые заброшены и находятся в таком отвратительном состоянии, что их нельзя будет даже использовать под маневренный фонд, если появится необходимость. Одна из них заколочена фанерой после пожара, следы которого никто не убрал.
Свои жилые комнаты жители обогревают электричеством: зимой расходуют от 1,5 до 2 тысяч киловатт ежемесячно. В коридорах, на лестнице, в туалетах и на общих кухнях отопления нет.
– Каждое утро окна протираю – с них течет конденсат, по стенкам зимой тоже прямо ручьи бегут, если мебель отодвинуть, там везде плесень и грибок. Вот сейчас 19 градусов, зимой будет не выше 12 градусов. А больше киловатт подключить мы боимся из-за проводки: вся она еще немецкая. Зимой пробки выбивает очень часто. В квартире надо мной никто не живет – потолок весь в черной плесени, потому что там ничего не протапливается, – говорит Ирина.
К слову, курортный Светлогорск, с его гостиницами и пансионатами, фешенебельными апартаментами и роскошными виллами, далеко не везде газифицирован. Причем труба газопровода к городу подходит, и там, где речь идет о туристическом бизнесе или продаже элитной недвижимости, проблем нет, а вот во многих жилых домах довоенной постройки люди все еще вынуждены отапливаться печками и готовить на баллонном газе.
Есть и многоквартирные новостройки с автономным газовым отоплением, которые тоже не газифицированы: люди пользуются вместо недорогого природного сжиженным газом и платят за отопление зимой по 10-13 тысяч рублей. Но узнают о таком нюансе зачастую, когда уже купили квартиру.
Чтобы не платить за электроэнергию по полному тарифу, который составляет в Калининградской области 5,07 рублей за киловатт, а добиться льготного – 3,55 рублей за киловатт - жильцам дома по Калининградскому проспекту, 44, пришлось побегать по инстанциям и собрать документы, подтверждающие отсутствие в их доме иного вида отопления. Пакет документов обошелся каждому собственнику более, чем в 5 тысяч рублей. Даже со льготой зимой у Ирины выходит до 5000 рублей в месяц за электроэнергию. Пройти этот квест смогли только хозяева двух квартир, остальные платят по полному тарифу.
Места общего пользования в этом доме – настоящий холодильник. На каждом этаже по два ледяных неотапливаемых туалета, сходить в которые – особый подвиг и риск отморозить некоторые части тела.
Белье в этой сырости практически не сохнет. На кухне, рассчитанной на три семьи, не развернуться. Но туда люди умудрились впихнуть холодильники и даже стиральную машину. Здесь же и умывальник. Зимой тут все промерзает, готовить приходится в верхней одежде.
– Я зимой стараюсь не готовить, – признается соседка Ирины Маргарита Сончик. – Газа у нас нет, покупаем баллонный, один баллон стоит 1900 рублей. Мыться тоже негде: горячей воды нет, летом пытаемся ополаскиваться в тазиках, зимой ходим в баню или по знакомым. У кого-то есть бойлер, но мы все тут экономим электроэнергию.
Жильцы хотели бы, чтобы муниципалитет Светлогорска взял на себя функцию отопления дома. С такой просьбой они неоднократно обращались в местную администрацию. Однако для этого нужно переделывать всю систему, ведь трубы идут по холодному чердаку, который отапливать нет смысла.
– Это – переписка с администрацией Светлогорска и другими ведомствами за 10 лет, – показывает Ирина толстую пачку бумаг. – Суть ответов везде примерно такая: вы – собственники, и делайте сами, что хотите.
На самом деле, когда-то это был очень красивый дом, при должном уходе и, главное, нормальном отоплении он простоял бы еще сотню лет. Внутри сохранились кованые перила, литой пол из мраморной крошки с мозаичной надписью «Salve», что означает «привет» по-итальянски. Напротив входа в дом растут две старинные краснокнижные пихты, сюда приезжают экскурсии.
Но после землетрясения 2004 года по стенам дома пошли трещины. Одна из сторон дома проседает, отчего у соседей в окнах даже лопнуло стекло.
Из-за дырявой крыши после дождей на верхних этажах с потолков осыпается штукатурка, ее постоянно приходится подметать. Мыть потолки бесполезно, они тут же чернеют от грибка.
– Еще 7 лет назад мы написали обращение в администрацию с просьбой признать наш дом аварийным, но чиновники ответили, что для этого мы должны заказать за свои деньги экспертизу или расприватизировать квартиры, – продолжает Ирина. – Я пыталась записаться на прием к губернатору Калининградской области Антону Алиханову, чтобы рассказать ему о наших проблемах из первых рук, но меня не пустили. В прокуратуру Светлогорска мы написали письмо 20 июля этого года – ответа нет до сих пор. Обращались даже в приемную президента, но оттуда наше письмо спустили в Калининград, где ответили, как и всегда, как будто просто скопировав ответ Светлогорской администрации. Региональный Фонд капремонта готов в 2024 году отремонтировать крышу нашего дома. Но в неотапливаемом доме, который весь в грибке и трещинах, нет никакой целесообразности менять крышу, проще снести и построить новый.
Мечта жильцов дома по Калининградскому проспекту, 44 – расселение в благоустроенное жилье.
– Если бы дом снесли, построили на этом месте новый и дали нам в нем квартиры, то этот вариант очень устроил бы, – говорят жильцы. – Но наш муниципалитет почему-то не заинтересован в поиске инвестора.
К решению проблемы подключилось региональное отделение ОНФ. Там говорят, что лучший вариант – это признание дома аварийным. Руководитель регионального исполкома ОНФ Виктория Шумилина рассказала, что после отписки, полученной в ответ на обращение в администрацию Светлогорска, информация была направлена в Министерство регионального контроля и надзора Калининградской области и в областную прокуратуру, с просьбой проверить законность действий муниципалитета, в связи с тем, что проживание в таких условиях недопустимо:
– На наш взгляд, дом доведен до такого состояния, что он не интересен никакой управляющей компании. Жить там уже просто небезопасно! – высказала свое мнение Виктория. – Но, по мнению администрации Светлогорска, все вопросы с отоплением и ремонтом должны решать сами собственники. Эксперты исполкома народного фронта изучают эту проблему, мы планируем сделать осмотр здания вместе с представителями администрации и, если опять не найдем понимания на местном уровне, будем обращаться уже в федеральные органы. Мы предполагаем, что муниципалитет не хочет признавать дом аварийным, потому что программа расселения из аварийного жилья закрыта. Но в обновленном виде она может начать действовать с 2025 года, и если признать таковым дом сейчас, то есть шанс в нее войти. Либо найти финансирование на расселение без федеральной программы. А если собственники должны сами заказать экспертизу своего дома, то в компетенции муниципальных чиновников, как минимум, помочь людям в этом, ведь мало, кто из них разбирается в том, какая экспертиза необходима, в каком виде она должна быть выполнена и где ее нужно заказать.
Если же рассматривать вариант со сносом дома, поиском инвестора для постройки на его месте нового, тут тоже все зависит от заинтересованности и участия администрации Светлогорска. Именно чиновники должны озаботиться поиском инвестора, согласовать строительство с региональным Минстроем. Ведь сегодня в Калининградской области разрешения на застройку выдается только региональным правительством. Я удивлена их бездействием! Место замечательное, прекрасный земельный участок с подведенным водоснабжением и электроэнергией, и, что очень важно, у дома нет никаких обременений, как, например, «объект культурного наследия». Думаю, найдется немало инвесторов, готовых на этом месте в лесу построить, допустим, 50-квартирный жилой дом, в 18 квартир расселить жильцов снесенного, а остальные продать с очень хорошей маржей.
Редакция сетевого издания «МК в Калининграде» 31 октября также направила запрос на имя главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» Владимира Бондаренко с просьбой ответить на вопрос о том, какие действия планирует предпринять администрация для исправления ситуации и улучшения условия проживания людей в этом доме. На момент публикации ответ не был получен.