Кадровый кризис, накрывший Россию в 2020-х заставил многих оценить справедливость строк детского стихотворения: «Все профессии нужны, все профессии важны!» Заложниками кадрового голода на транспорте оказались калининградцы – поездки на общественном транспорте стали больше напоминать горожанам игру на выживание.
Теперь пришлось забыть о былом комфорте, ездить приходится на разреженных рейсах, в переполненном транспорте. Кроме того, автобусы курсируют не так часто, как хотелось бы, а после 20.00 дождаться общественный транспорт бывает просто невозможно. Об этом жители региона не раз писали в комментариях в соцсетях губернатора Алексея Беспрозванных. «МК в Калининграде» обратился за разъяснениями к местным властям.
В преддверии Дня города, еще в июле, Калининград получил роскошный подарок: местный автопарк пополнили 11 новых автобусов с климат-контролем и USB-зарядкой. Однако по полной насладиться всеми благами цивилизации горожане не смогли: в сентябре стало известно, что запустить новые автобусы невозможно из-за дефицита водителей.
В октябре ситуация по-прежнему оставляет желать лучшего. На запрос «МК в Калининграде» в администрации городского округа «Город Калининград» ответили: сейчас на предприятии «Калининград-ГорТранс» трудится 460 водителей при необходимой штатной численности 553 специалиста. Организации не хватает 93 водителя, из них 74 – для автобусного парка и еще 16 – для троллейбусного.
В этом контексте становится особенно интересно, не останутся ли новые троллейбусы, которые Калининград получит до конца года, «лежать на полке» между невостребованными новыми автобусами и мечтами о садах Семирамиды на месте дома Советов.
Для справки: муниципальное казенное предприятие «Калининград-ГорТранс» возглавляет Владимир Фомин. Учредителем предприятия выступает комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации Калининграда. По данным РБК, в 2023 году прибыль компании составила 13,8 млн рублей, объем выручки в прошлом году превысил 1,3 млрд рублей.
Гораздо хуже оказалась ситуация у частных перевозчиков, курсирующих по муниципальным маршрутам. Здесь дефицит работников перевалил за 50% – он составляет 428 человек при норме в 850.
Как видно, работникам гораздо выгоднее трудоустроиться в городском автопарке, нежели у частников. Как минимум, зарплату индексируют каждый год не ниже уровня инфляции (наверное, если бы было иначе, Калининград давно стал бы городом пешеходов). Кроме того, городской автопарк предлагает бесплатный проезд в своих же автобусах, санаторно-курортное лечение и даже ежегодно проводит конкурс на лучшего водителя.
Попытавшись найти корень зла, мы задали открытый вопрос администрации города о том, почему такая ситуация сформировалась. Получили честный и прямой ответ: «Основными проблемами на рынке труда, связанными с дефицитом водителей являются непривлекательность профессии, сложные условия труда, истощение института рабочих профессий, включая водителей. Темпы роста заработной платы не успевают за рынком».
Получается, быть водителем в Калининграде мало того, что непрестижно и тяжело, так еще и не денежно. Исправлять эту ситуацию руководство перевозчиков пытается самостоятельно, но успехи пока не заметны.
Что же делать простым калининградцам, которым даже не всегда нужны современные автобусы с климат-контролем, а хочется простого человеческого «не опоздать на работу и вернуться с нее домой»? Видимо, придется осваивать альтернативные виды транспорта или вспоминать еще одну строку из классики: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!».
Кстати, о том, как приобрести автомобиль в условиях повышения утильсбора и не попасть в пожизненную кабалу кредитов, «МК в Калининграде» рассказывал ранее.