Даже внешне эта хрупкая женщина с решительным взглядом напоминает капитана. Корабль которого ненадолго бросил якорь где-то на середине пути. С генеральным директором Музея Мирового океана, лауреатом государственной премии РФ Светланой Сивковой мы встретились в начале рабочего дня. Первый вопрос возник сам собой:
— Светлана Геннадьевна, с какими чувствами вы открываете дверь своего кабинета утром?
— Односложно обозначить не возьмусь. Я очень рано сюда прихожу, где-то в половине восьмого. Первым делом, разбираю бумаги. Наш документооборот — это сотни писем, просьбы и заявки. Далее, работа с экспозициями: что-то переставить, что-то заменить. И, конечно, нужно присмотреть за стройкой. Сейчас у нас насыщенный период работы над огромной «Планетой Океан».
Мы должны определиться с большим количеством объектов, понять, где какая тема будет представлена: военно-морской флот, космические, подводные, гидрографические исследования. Часть экспонатов, коллекций перейдет в наше главное здание, своего рода, первый научный корабль, где мы представляем природу Мирового океана. Поэтому, повторюсь, сейчас идёт трансформация выставочных пространств. Что своевременно. Поскольку, например, есть проблема с судном «Космонавт Виктор Пацаев», которое готовится к ремонту и уже частично законсервировано. Больше нельзя водить посетителей в трюмы, опускаться с ними в самые нижние помещения. Это небезопасно. Мы изымаем космическую экспозицию. Что-то уйдет в «Планету Океан».
— В чём уникальность вашего музея в масштабе страны?
— Мы первые в России, а может, и в мире, с такой музейной набережной, с такими разнообразными объектами. Есть музеи военно-морских или рыболовецких судов. Мы же имеем практически все направления флота: военно-морской, гидрографический, рыболовный, ледокольный, космический. И самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь». То есть у нас представлены корабли всех флотов. В этом наша уникальность! Мы представляем историю исследования и освоения Мирового океана. Мы представляем эпоху «Витязя». Нет ни одного, наверное, более значимого научного судна. Это исследования глубоководных желобов, сотни новых географических объектов на карте мира, измерение максимальной глубины Мирового океана, тысячи новых видов живых организмов. Это эпоха, это школа отечественной экологии.
В нынешнем году музей отметит несколько праздничных дат. «Витязю» исполнится 80 лет! Он был построен в 1939-м, а через десять лет впервые вышел из Владивостока в научный рейс. В 1979-м завершился его 30-летний период работы в океане. И он «пришёл» в Калининград. 25 лет здесь стоит.
— Как планируете отмечать тройной юбилей прославленного «Витязя»?
— Салют в его честь гарантируем! Мы чествуем наши корабли на «Водной ассамблее» — любимом музейном празднике. А флот Музея Мирового океана — это порядка 50 судов, средств передвижения по воде: и яхты, и катера. Весь флот с нами в этот день. И, конечно, будем отмечать юбилейные даты «Витязя» в первые сентябрьские дни. Надеемся, что к нам приедут участники экспедиций, кстати, один из них — знаменитый автор-исполнитель Александр Городницкий, другой — академик Александр Петрович Лисицын, которому уже за 90 лет, но он до сих пор активно работает. Ждем гостей из Владивостока: всё-таки, 30 лет «Витязь» ходил оттуда в свои тихоокеанские рейсы. Одна из лучших наших экспозиций «Люди, море», развернутая в Светлогорске, посвящена народам Юго-Восточной Азии. В ней — более полутора тысяч предметов, доставленных из Индии, Китая, это Тихий и Индийский океаны, где всю жизнь работал «Витязь». Это одна из лучших коллекций в Европе по Юго-Восточной Азии.
Я вообще считаю, что Калининград является столицей академического флота России. Здесь базируются такие суда, как «Академик Вавилов», «Академик Иоффе». А на судне «Академик Келдыш» есть два подводных аппарата «Мир», с помощью которых снимался блокбастер «Титаник». Они помогли и в исследовании затонувших подводных лодок — «Курск» и «Комсомолец».
— Светлана Геннадьевна, ваш комплексный музей включает в себя много исторических объектов...
— Любой музей, как правило, растёт. А у нас — Мировой океан! Столь высоко планка была поставлена изначально. Всё, что в нашем арсенале, — памятники культуры федерального значения. Они существуют и на суше, и в своё время были переданы нам с просьбой, как можно быстрее их отремонтировать. Сейчас это наши дети и мы от них не откажемся. Речь в первую очередь о Королевских Воротах, мы получили их в 2005-м. И за четыре месяца провели реставрацию, и создали экспозицию «Великое Посольство». Это и Фридрихсбургские ворота. К слову, они ближе нам по духу, поскольку непосредственно связаны с памятью Петра Великого. Именно в Фридрихсбургской крепости Пётр I в 1697 году обучался артиллерийскому делу и запуску фейерверков, получил свой первый из многочисленных дипломов огнестрельного мастера и художника. Здесь мы создали историко-культурный центр «Корабельное воскресенье», где рассказываем об истории судостроения в России.
А на прилегающей к подводной лодке территории мы построили здание военно-морского центра, где размещаем тематические выставки. Есть фондохранилище с открытой экспозицией «Глубина». Кроме того, имеются и небольшие объекты. Это территория старого порта под названием «Памятное место». А еще у нас есть первый в городе железнодорожный мост конца 19 века. Будем объявлять конкурс на лучшую концепцию его использования как пешеходного объекта.
— Какую роль, по-вашему, играет музей в формировании туристической привлекательности региона?
— Судите сами. В среднем, музей за год принимает порядка 600 тысяч гостей. Для города с населением в 450 тысяч, согласитесь, впечатляющая цифра. Считается, что если учреждение культуры посещает даже одна десятая часть населения, то это уже хорошо. К нам приезжает много людей из-за рубежа, Москвы, Северной столицы, других городов. Туризм — это экономика. Приезжие останавливаются в гостиницах, ходят в рестораны...
Ещё несколько цифр. День селедки — праздник, на который из разных уголков к нам съезжаются до 50 тысяч человек. Праздник колбасы собирает еще пять тысяч, примерно такой же наплыв — на Празднике кота. Да, нам всегда есть, что представить посетителям: в музейном фонде собрано 85 тысяч экспонатов. И более сотни выставок за год — тоже неплохая цифра.
— На территории музея возводится 40-метровый корпус-шар «Планета Океан», который, насколько мне известно, вместит в себя несколько экспозиционных залов. Когда планируете завершить работы?
— Прежде мы выступали заказчиком всех объектов. И даже фундамент этого здания, на два этажа, уходящего вглубь, делал музей. Но сегодня заказчиком работ выступает Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации министерства культуры Санкт-Петербурга. Все мероприятия ведутся под её патронатом.
На самом же деле, эти работы никогда не останавливались. Фундамент был заложен в 2013-м... В настоящее время первый этап затянулся. Хотя должен был завершиться ещё в прошлом году. Обещают закончить весной. Речь об остеклении шара. Это достаточно сложное дело.
— А как с финансовой составляющей?
— Изначально сумма была порядка одного миллиарда рублей. Но во время реализации в проект внесли ряд изменений. Например, для того, чтобы расширить аквариумы, строение было несколько сдвинуто в сторону. Потребовались изменения в фундаментном основании. Была повторная экспертиза. В результате цена несколько увеличилась. Сегодня для завершения работ требуется 1 миллиард 300 тысяч рублей из бюджета федеральной целевой программы.
Сюда входят строительство, создание и оборудование аквариумов, систем жизнеобеспечения, отделочные, вентиляционные работы, благоустройство территории, создание Парка науки и экспозиции внутри. Огромный объём! Для сравнения. Сегодня хорошая школа стоит порядка двух миллиардов рублей. У нас весьма наукоёмкий проект, по сути, комплекс, состоящий из трёх сооружений: это шар «Планета Океан», который переходит в аквариумы и образовательный центр.
— Когда же мы сможем во всё это «окунуться»?
— В 2020-м Музею Мирового океана исполняется 30 лет. В этот год хотелось бы открыть хотя бы часть экспозиций.
— Федералы, понимая всю значимость проекта, очевидно вам благоволят. А местные власти?
— Безусловно. Сегодня город разрабатывает проект благоустройства набережной Петра Великого. Данная территория не ремонтировалась с 70-х годов прошлого столетия. Калининград и регион вкладывают средства, чтобы привести в порядок фасады зданий. Вообще, и город и регион поддерживали музей всегда. Особенно в первые, самые сложные годы, когда не было чёткого распределения бюджета. Но нам отводили территории, помогали в ремонте кораблей, в частности, подводной лодки, «Пацаева», и «Витязя». Музей во многом и состоялся благодаря поддержке властей всех уровней.
— Сильными женщинами рождаются? И если да, то какие факторы повлияли на формирование вашего бойцовского характера?
— Сильная женщина. Это вы деликатно охарактеризовали. Меня называют железной леди, а еще «танком» или «атомной электростанцией». А у меня всё получается, потому что я — наоборот и вопреки. Никогда не считала, что мой характер — бойцовский. Я устаю, я слабый человек и очень впечатлительный, ранимый. Остро чувствую несправедливость, когда кого-то обижают, могу за человека постоять. Я делаю свою работу от души и честно. И, кстати, никогда не хотела быть директором.
Всегда считала, что руководить — не моё. Однако есть во мне какие-то качества, позволяющие находиться «на плаву». А то, что у меня, может быть, где-то авторитарное руководство, так только потому, что на корабле нужен капитан. А капитан должен отдавать команды. И они должны выполняться. Иначе — гибель судну.
У нас сложный и обширный механизм: корабли, аквариумы, рыбы, экспонаты, государственные музейные фонды. Везде требуются серьёзные меры предосторожности. Везде нужен порядок.
— Считаете ли вы, что управление коллективом — это кнут и пряник? Или в вашем арсенале имеется другой инструментарий?
— Больших денег здесь не платят. Поэтому, полагаю, в музее могут работать только те люди, кому интересно. За идею, для души и с удовольствием. Для них сама работа — пряник. Есть те, кому вообще не нужно подсказывать: фонтанируют идеями! Я счастлива, когда они творят. Впрочем, есть и другие сотрудники: те, кто охраняет, убирает, обслуживает. Здесь пока не всё гладко.
— Будете перевоспитывать или предпочтёте распроститься?
— Сегодня законодательство устроено таким образом, что скорее уберут директора.
— Для многих руководителей важно, чтобы персонал относился к ним с любовью. А вы как думаете?
— Важнее, чтобы уважали. Но мне кажется, что многие сотрудники относятся ко мне тепло, они понимают, что руководитель порой должен быть жёстким.
— Когда вы покидаете рабочий кабинет...
— Поверьте, сразу же становлюсь другим человеком (смеётся). Молчаливой, спокойной, добродушной до безобразия. Из меня веревки можно вить.
Я люблю ухаживать за домом. Я очень чистоплотный человек. Детство мое прошло в Германии. Это накладывает определенный отпечаток. Нам непрестанно прививали аккуратность и дисциплину. Люблю, когда дома тепло, чисто, уютно. Делаю всё своими руками. Люблю готовить, особенно супы. У меня хорошая библиотека. Люблю просто лежать и лениться.
— Как распределяете домашние обязанности с мужем?
— Равноправие абсолютное. Кто первым пришел домой, тот и готовит, и убирает. Это не принципиально.
— Чем заполняете часы досуга?
— Плаваю в бассейне — слава богу, рядом. Люблю пешие прогулки, гимнастику на свежем воздухе, поездки на море. Всю жизнь мечтаю заняться йогой — приобщиться к мудрости Востока.
— Вы счастливый человек?
— Думаю, что да. Рядом — родные: все живы, здоровы. Это и есть самое счастье.
— Надо признаться, общие слова. Спрошу иначе: о чём мечтаете?
— Моя мечта… С мужем ходить на яхте по заливам, пусть по рекам. Из одного маленького городка в другой. С остановками. С концентрацией на каждом предмете. Следить за солнцем: заходящим и тем, что всходит в тишине, когда все ещё спят.
— Вы с супругом смотритесь весьма органичной парой. Какие его качества больше всего цените?
— Чувство юмора, конечно. Терпение и доброту, желание (умение) понять и поддержать в любой момент — что может быть ценнее? Не каждый мужчина со мной бы ужился. Я постоянно на работе и в командировках, рано ухожу, поздно возвращаюсь, в принципе, мало что делаю дома.
— День можно назвать удачным, когда…
Когда, например, всё валится из рук, а тебе неожиданно поднимают настроение, и ты понимаешь: любые неудачи — штука временная. А на самом деле жизнь хороша и замечательна. Чего ж грустить-то?