Вторая жизнь пивоварни Бланкенштейна в Полесске

Даже старое может заиграть яркими красками, если приложить к нему тёплую хозяйскую руку.

Даже старое может заиграть яркими красками, если приложить к нему тёплую хозяйскую руку.
Фото: Игорь Вишняков

В Полесске восстанавливают здание знаменитой некогда кооперативной пивоварни Альберта Бланкенштейна. Для того чтобы узнать о ходе работ, я встретился с собственником здания Александром Наталичем. Он принял меня как гостеприимный хозяин.

Его семья выкупила данное строение пять лет назад. И кстати, трепетно относится к истории. К примеру, мама Александра Инесса Савельевна Наталич является основателем музея «Старая немецкая школа Вальдвинкель» в посёлке Ильичёво Полесского района.

У входа высится груда гранитных валунов и булыжника. Как заметил Александр, они были извлечены на свет во время мероприятий по расчистке территории. Под слоем земли и камней разного размера был обнаружен фундамент сооружения. Есть версия, что до того, как было построено большое здание пивоварни, на этом месте стоял его «прообраз». Кроме того, недалеко отсюда обнаружили две водяных скважины.

На фасаде остались следы от попадания снарядов. В послевоенные годы их небрежно заделали кирпичом.

Александр Наталич: «Часть помещений приспособим под пивоварение, а ещё хотим облагородить прилегающую территорию. Рядом будет разбит сквер, а после того как обустроим территорию у реки Дейма, откроем там лодочную станцию. Сняв асфальт, мы обнаружили улицу, вымощенную булыжником. Она проходила мимо пивоварни, а в сотне метров от производства около неё располагался дом самого хозяина завода — Бланкенштейна. Кстати, улица называлась его именем».

Внутри здания, в котором ещё недавно размещались коммунальщики Полесска, прохладно. А в большом помещении с колоннами, похожем на зал какого-то древнего замка, вообще зябко. Раньше там проращивали ячмень для приготовления солода, являющегося главным сырьём для производства пива.

Зерно раскладывали на ровном полу помещения, за ним постоянно «ухаживали». В солодовне поддерживалась постоянная температура и обеспечивался воздухообмен. Как пояснил Александр, именно этим обусловлена арочная форма верхних частей несущих колонн солодовни. В годы СССР солодовню использовали в качестве бомбоубежища. Между колоннами размещались «шконки», следы от которых сохранились на колоннах. В том же помещении хранились ящики с противогазами. Индивидуальные средства защиты сохранились, и сложены в бывшем варочном цехе.

Поднявшись на второй этаж, я обратил внимание на массивные деревянные балки перекрытия. Со слов Александра, этажом выше размещался склад, где постоянно хранилось порядка 150 тонн сырья. Каждая дубовая балка в длину 15 метров и изготовлена из цельного куска (массива) дерева. Несмотря на возраст, балки находятся в прекрасном состоянии.

Есть здесь и лифтовая шахта. При желании можно увидеть сохранившиеся элементы механизмов подъёмного механизма. Осматривая бывшие цеха и другие помещения завода, я неоднократно задерживал взгляд на каких-то сложных узлах и приспособлениях. В вертикальной камере, проходящей снизу вверх, сохранились железные решетки солодосушилок. На них насыпался солод и продувался разогретым воздухом.

На первом этаже функционирует Ресурсный центр сельского туризма, на развитие которого в 2017 году был получен грант. В отремонтированном помещении расставлены стойки с различной исторической информацией.

В планах Александра создать в здании полноценный музей. Часть будущей экспозиции уже представлена в зале Ресурсного центра. Это пробки и бутылки из той самой пивоварни Альберта Бланкенштейна.

Одна часть строения, к сожалению, утрачена — его просто разобрали на кирпичи. А ведь именно там хмельной напиток когда-то разливали в бочки и бутылки. Благо всё же уцелела основная часть объекта. Под бывшим цехом розлива сохранились колоритные подвалы. Много находок было найдено как раз в этих каменных подземельях, где раньше в деревянных бочках хранилось пиво.

Пока мы совершали экскурсию по заводу, Александр поделился некоторыми эпизодами из истории завода. Альберт Бланкенштейн учредил пивоваренное предприятие Dampfbrauerei в 1840 году. В 1870 году пивоварня перешла по наследству сыну, которого тоже звали Альбертом. Новый владелец производства осуществил его реконструкцию и расширил ассортимент выпускаемой продукции. Название пивоварни потом несколько раз менялось (с 1938-го — Genossenschaftsbrauerei vorm.).

При объеме суточного выпуска 5 тысяч литров пива (тёмное лагер являлось основным сортом), большая часть хмельного напитка разливалась в бочки. Продукцию развозили на трёх грузовых автомобилях. Кроме тёмного, выпускалось и светлое «Лабиаусское мартовское пиво». Ещё изготавливали лимонады, ликёр и зельтерскую воду. На пивоварне Бланкенштейна трудилось 48 человек, многие из работников являлись ценными специалистами. К примеру, солодовщик. Этот мастер в совершенстве знал технологию и режимы производства солода, и от его квалификации зависело многое. Занимаясь наблюдением и поддержанием температурного режима солодоращения на всех стадиях процесса, солодовщик Лабиау хорошо умел предсказывать погоду. Часто по поводу прогнозов к нему приходили местные жители.

Пивоваренное предприятие Бланкенштейна работало до 1945 года. После окончания Второй мировой войны было решено восстановить пивоварню, произведя модернизацию.

Первая варка пива была произведена 17 февраля 1946. Процессом руководил немец по фамилии Тройман. Предприятие относилось к тресту пивоваренной и безалкогольной промышленности. Первым директором Полесского пивзавода был подполковник Николай Парфёнович Новов. Персонал набрали из числа немецких рабочих и советских военнослужащих, вышедших в запас. Так как руководитель завода поначалу не знал, какую зарплату назначить сотрудникам, первые приказы содержали примерно такие формулировки: «принять с двухнедельным испытательным сроком с последующим по выяснению окладом».

Нарушения дисциплины пресекались жёстко. 6 февраля 1946 года Николай Новов издал приказ № 22: «За самовольный уход с работы отдать под арест для последующего предания суду военного трибунала чернорабочих немцев: Флюриана Фердинанда, Домбровского Эвальта, Трумиф Пауля».

Немцы, к слову, на заводе проработали до октября 1948 года. Потом всех их уволили «в связи с выездом в Берлин».

Кроме пива, на новом советском предприятии делали лимонад, соки, желе и повидло из местного сырья. Были созданы бригады для сбора ягод.

Полесский пивзавод № 4 Калининградского треста производил пиво до 1957 года, а через несколько лет предприятие закрылось. Размещавшиеся в здании и на прилегающей территории организации не были озабочены сохранностью объекта. Так что кроме изъеденного временем заброшенного здания Александру достались горы мусора и прочего хлама. Вывозить накопленное «добро» приходится до сих пор.

Восстанавливать сооружение и наводить порядок вокруг него непросто. Зачастую элементарно не хватает рук. Как полагает Александр, ощутимую помощь могут оказать волонтёры, которые тем самым внесут вклад в сохранение достопримечательности Полесска.

Проект реконструкции пивоварни Лабиау, реализуемый Александром Наталичем, способствует сохранению архитектурной целостности Полесска, сбережению культурного наследия. Шаг за шагом обретает очертания новая точка притяжения для туристов. Дело за малым — помочь всем миром.

От наследства в Лабиау — к наследию Калининградской области

От наследства в Лабиау — к наследию Калининградской области

Смотрите фотогалерею по теме

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру