Медиа-педагоги для «цифровых» детей

Медиа-педагоги для «цифровых» детей
Занятия летней школы «Медиапространство в современной школе: от идеи к воплощению» прошли в Калининградской области. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

На Куршской косе на территории детского лагеря «Алые паруса» учителя-организаторы школьных пресс-центров со всего региона обучились азам и секретам работы СМИ в летней школе «Медиапространство в современной школе: от идеи к воплощению», которую в год педагога и наставника организовал Калининградский областной институт развития образования.

В летней школе собрались 45 учителей из 12 муниципалитетов региона. Все они, помимо своих основных школьных предметов, ведут работу школьных пресс- и медиа-центров. Четыре дня обучения для педагогов, среди которых не только молодежь, но достаточно опытные учителя, оказались насыщенными информацией и практикой.

Глэмпинги. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

В первый день обнаружилось, что коллеги совершенно не знакомы друг с другом, даже те, кто работает в расположенных по соседству школах. Поэтому первым делом учителя перезнакомились, образовали профессиональное сообщество, создали настоящую команду. Участники летней школы поселились в палатках глэмпинга на территории Национального парка «Куршская коса». Такое расположение, конечно же, оставило свой отпечаток на всем учебном процессе: педагоги посетили некоторые природные достопримечательности Куршской косы, искупались в море. 

ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

«Одна из задач нашей школы — подумать о том, как привить детям истинную любовь к своему краю, — говорит ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина. — А чтобы любить, его нужно знать».

Лилия Зорькина. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Второй день школы был наполнен серьезными занятиями с авторитетными спикерами из МГУ, Высшей школы экономики и БФУ имени Канта. Педагоги изучали теоретические основы медиа-деятельности, специальные термины, а также выполняли практически задания. Итогом четырехдневной работы стала подготовка и защита реальных проектов с использованием материалов о Куршской косе. Учителя научились правильной подготовке лонгридов, работе с видео-, фотоматериалами и текстами. Разделившись на шесть редакций, коллеги выполнили вторую часть проектного задания — создали медиа-планы школьного пресс-центра, рассчитанные на полгода, которые можно сразу брать в работу и реализовывать с детьми.  

ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Кураторами педагогических отрядов стали молодые учителя, которые прошли через конкурсы профессионального мастерства и входят в клуб «Янтарный пеликан»: учитель истории и обществознания калининградской СОШ № 28 Викентий Долгушин, учитель музыки гимназии № 1 Никита Золотухин и учитель истории и обществознания кадетского корпуса им. Андрея Первозванного Иван Дорошенко. Неотъемлемым разделом обучения стали полезные лекции об угрозах и обеспечении безопасности детей в медиапространстве, о методических приемах и нюансах организации работы детей в медиа-клубах.

Алексей Цикунов, учитель истории и обществознания и руководитель медиа-центра Зеленоградской средней школы:

— В нашем школьном медиа-центре занимаются те дети, которые заинтересованы в такой работе, те, кто в будущем видит себя профессионально хоть как-то связанным с журналистикой. Ребята делают реальную работу, они пишут новости, снимают стенд-апы, берут интервью и делают это в ущерб своему свободному времени, которое могли бы потратить на прогулки, игры, подготовку к экзаменам. Поэтому я понимаю, что они уже изначально замотивированы, их не надо заставлять. Надо сказать, что учителю, у которого есть своя немаленькая нагрузка по основному предмету, достаточно сложно еще и руководить медиа-центром, бывает, времени на все не хватает, но, смотря на ребят, стараешься и свой тайминг построить так, чтобы успевать на двух фронтах. Мы живем в 21 веке, и школьный пресс-центр — это важное и нужное дело, мы должны присутствовать в медиа-пространстве, чтобы не ударить в грязь лицом на фоне остальных школ. Но самое главное — и мне, и ребятам это интересно! Это позволяет сменить род деятельности — с уроков, обучения, на творческий драйв. Эта летняя школа стала очень полезным подспорьем, я смог изучить опыт коллег, узнать о том, как они работают, что интересного придумывают и предлагают детям, как совмещают учебу и медиа-деятельность. Думаю, в будущем мы будем ездить по школам друг другу в гости и показывать свои наработки, делиться идеями: у одних — школьный журнал, у других — радио, а у кого-то наверняка прекрасное школьное телевидение получится.

Алексей Цикунов: ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Лилия Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования:

Мир меняется, и мне кажется, сегодня любой человек должен понимать информационное поле, окружающее нас, должен представлять, как оно устроено. Думаю, это базовый навык сегодня. Это не что-то особенное, это не элективный курс в школе. Естественно, чем больше педагогов будет вовлекаться в эту деятельность, и у них самих будет правильное понимание всей этой структуры, тем больше шансов, что у каждого ребенка будет возможность задать вопрос и получить грамотный ответ. Мы знаем, что дети интересуются сферой медиа, они сами делают видеорепортажи, фотографии. Весь вопрос в том, что иногда они делают это неграмотно. А с нашей помощью у них будет получаться лучше.

В третий день летнюю школу посетили министр образования Калининградской области Светлана Трусенева, директор школы № 28 г. Калининграда Борис Остроумов, директор школы № 58 г. Калининграда Александр Ерохин и директор Полесской СОШ Сергей Головачев. Обсудили с педагогами воспитательный потенциал летнего лагеря. Профессионалы сошлись во мнении, что летний лагерь — нужный и важный опыт: в школе зачастую ребенок не раскрывается, а в лагере он находит поддержку наставников, становятся более самостоятельным. 

Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Анжелика Сучильникова, учитель начальных классов и руководитель медиа-центра Школы №3 г. Гусев:

— Наш медиа-центр начался с соцсетей школы, но скоро я поняла, что один в поле не воин, и решила собрать команду из ребят — мы организовали отряд пресс-центра из желающих детей: ребята с 5 по 11 класс, всего 15 человек. Наш медиа-центр обеспечили отельным кабинетом, выдали компьютеры, всю нужную технику. Но в силу того, что мы еще очень молодой медиа-центр, я приехала в эту летнюю школу, чтобы напитаться идеями. В процессе учебы было много таких моментов. Их можно обозначить как небольшие открытия, которые я сделала для себя. Ведь работу учителя начальных классов я хорошо знаю, все-таки 28 лет в образовании тружусь. А вот, что такое пресс-центр, и как он работает — эта информация для меня была поверхностной, я понимала ее очень отдаленно и приблизительно. Взять хотя бы новые слова, которые я тут узнала: лонгрид, инфографика т.п. Преподаватели рассказали массу интересных фишек. Познакомилась здесь с интересными людьми, которые поделились идеями, задумками, проектами, наработками. Вместе с коллегами мы запланировали сделать общую методичку для руководителей школьных пресс-центров, куда соберем весь материал.

Анжелика Сучильникова. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Самому молодому участнику школы — 19 лет. Но были и опытные учителя, несмотря на возраст, продвинутые и активные: они на равных с молодежью приобретают практические навыки, осваивают основы фото- и видеосъемки, интересуются, в каких программах монтировать ролики, какие существуют мобильные приложения.

Мальвина Друкер, куратор медиа-школы, кандидат филологических наук, руководитель социогуманитарного направления Центра развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта, руководитель образовательного ресурса «Медиаэкология киберпространства»:

Мальвина Друкер. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

— Педагоги должны понимать основы процесса работы школьного пресс-центра. Поэтому мы знакомим буквально с азами, отвечаем на все вопросы, а они очень разные. Среди участников школы есть те учителя, которые примерно понимают, как работают журналисты. А есть те, перед кем стоит задача построить медиа-центр с нуля. Сегодня дети очень рано становятся «цифровыми» и рано оказываются в медиа-среде. Вопросы формирования первичных навыков работы с информацией ложатся на плечи школьных педагогов. Поэтому задача школы — провести такой интенсив, в котором учителя, получив основы, смогут передать этот опыт детям. Ребятам кажется, что все просто, и они все умеют: снимать, монтировать. Но это сложный процесс, педагоги должны объяснить, показать, поддерживать инициативу ребят и направлять в нужную сторону. 

По мнению организаторов школы, важно научить школьников грамотно читать медиа-ресурсы, быть защищенным, отличать фейковую информацию и ориентироваться в современном мире. 

Среди учеников летней школы оказались необычные педагоги:


Яна Сединкина — является создателем и руководителем школьного сообщества «ВКонтакте», самое любимое занятие на данный момент — съемка и монтаж видео, в котором начинает разбираться и улучшать свои навыки. Приняла участие в проекте «Топ Блог» на платформе «Россия — страна возможностей», где сумела перейти из категории «Начинающие» в «Блогеры». На данный момент принимает участие в специальной номинации «Лучшее школьное сообщество «ВКонтакте»;

Инна Олейник — любит снимать и монтировать видеоролики, освещая школьные и городские мероприятия, интервьюировать известных личностей Калининграда и не только, делать красочные фотографии и писать сопроводительные письма. Грамотное освещение событий для Калининградской области с Всероссийского фестиваля «Движение Первых» в Москве и Международного центра «Артек». Ведет страницу школы в социальной сети «ВКонтакте». В сентябре у странички было 84 подписчика. Сейчас подписано 724 человека;

Анастасия Никифорова — поучаствовала во втором сезоне конкурса-проекта «ТопБлог» платформы «Россия – страна возможностей» и стала полуфиналистом. В этом году стала участником специальных номинаций этого конкурса. Активно ведет блог медиапедагога и наставника. В этом году на всероссийском конкурсе «Воспитать человека» представляет воспитательную практику по реализации медиапроекта «ZNKВЕСТИ: знай, наши, классные вести!»;

Мария Климанова — ведет личные профили в четырех социальных сетях и пишет в четыре Телеграм-канала, редактор газеты «Вести сПарты.Юниор» в 2022-2023 уч. г.;

Андрей Завадский. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Андрей Завадский — более 10 лет профессионально занимается фотографией (репортажная фотосъемка крупных мероприятий, концертов, встреч с государственными деятелями);

Юлия Дейч — приняла участие в Летней школе МГУ для учителей физики, представив опыт своей работы на круглом столе «Организация проектной деятельности учащихся по физике», а также прошла отбор на очное участие в III Всероссийском форуме классных руководителей, который состоится в Москве в октябре 2023 года — команда экспертов высоко оценила представленную видеовизитку;

Екатерина Пьетцкая — несмотря на то, что не подходит под категорию «Молодой специалист» по возрасту, в педагогику пришла сравнительно недавно, всего 3 года назад;

Анна Левчик. ФОТО: Калининградский областной институт развития образования

Анна Левчик — в 2022-2023 учебном году с ребятами приняла участие в нескольких мероприятиях, посвященных деятельности медиа-центров. Это марафон «ПроМедиа», прошедший в октябре 2022 года, конкурс портфолио школьных пресс-центров, региональный конкурс «Снимай на лету», где представили видеоролик, снятый в жанре «репортаж». Как педагог заочно приняла участие в межрегиональном конкурсе «Медиапедагог года-2023» (г. Томск).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру