На прошлой неделе в Калининграде из-за погодных условий было задержано несколько самолетов. Зима только начинается, так что с отменой и переносами рейсов пассажирам придется столкнуться еще не раз. Доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве Российской Федерации Оксана Васильева рассказала, какие права есть у пассажиров в случае отмены или задержки рейса.
Для авиаперевозчиков существует отдельный свод законов – Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
По закону компания должна предоставить пассажиру:
- «Комнату матери и ребенка» для всех пассажиров с детьми до семи лет, время задержки рейса не имеет значения.
- Если самолет задерживают на два и более часа пассажиру обязаны обеспечить два звонка по телефону или два электронных сообщения по E-mail. Также представители компании должны предоставить пассажирам самолета прохладительные напитки.
- В случае задержки рейса на четыре часа и больше перевозчик обязан позаботиться о теплом питании для пассажиров. Еду должны давать каждые шесть часов днем и каждые восемь в ночные часы. Чаще всего пассажиры получают ваучеры на заказ в одном из ресторанов общественного питания, которые находятся на территории аэропорта.
- Если рейс задержали на восемь и более часов, пассажирам должны обеспечить отель и трансфер от аэропорта до отеля и обратно, а также камеру для хранения багажа. Те же условия положены пассажирам, если в ночное время рейс задержали на шесть и более часов.
Эксперт также назвала порядок действий в случае отмены или задержки рейса:
- Найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке регистрации или в кассе авиакомпании в аэропорту. Если вы уже прошли досмотр перед полетом, то можете обратиться к сотруднику у гейта, из которого должен был вылететь самолет.
- Представитель компании обязан поставить отметку о задержке рейса, а также предоставить талоны на питание (или напитки, или гостиницу в зависимости от срока задержки рейса).
Соответствующую отметку также можно получить у сотрудника аэропорта, для этого необходимо обратиться на стойку информации. Отметку и печати о выдаче напитков, питания и гостиницы сотрудники ставят на маршрутную квитанцию.
В случае дополнительных материальных затрат из-за задержки рейса пассажирам положена компенсация. Ее выплатят, если рейс вылетел позже по вине авиакомпании, а размер составит 25% от минимальной заработной платы за каждый час задержки, но не более половины от стоимости билета. Выплаты не предполагаются в случае, если рейс отменен или задержан из-за погодных условий, неисправности самолета или других обстоятельств, не зависящих от компании.
Что делать если при опоздании на стыковочный рейс:
- Если у вас был билет одной авиакомпании с одной пересадкой, необходимо просто дождаться подходящего рейса. Компания самостоятельно позаботится о том, чтобы вы достигли точки назначения.
- Если у вас был один билет с двумя авиакомпаниями на одном бланке, между ними есть договор о сотрудничестве. Если вы опаздываете на второй рейс по вине первой авиакомпании, то она и должна решать проблему.
- При наличии двух билетов одной или двух авиакомпаний вы формально не будете являться транзитным пассажиром. Рейс, в том числе обратный, аннулируется. При покупке тарифов выше класса «эконом» пассажир может сохранить билет и вернуть часть стоимости.
Если рейс отменен за несколько дней до перелета пассажир имеет право поменять билеты или вернуть деньги.
При отмене рейса в день вылета, при наличии аналогичных рейсов, можно переоформить билет с доплатой, если рейс отменен из-за погодных условий, или других, не зависящих от перевозчика обстоятельств, и без доплаты, если самолет отменен по вине авиакомпании.
Для получения выплат необходимо написать заявление а в адрес авиакомпании. В случае, если они откажутся выплачивать компенсацию, пассажир имеет право подать в суд.
Эксперты Роспотребнадзора в своем Telegram-канале пояснили, что отказ в перевозке, который обусловлен отменой или задержкой авиарейса, указанного в билете, изменением маршрута или выполнением рейса не по расписанию, признается вынужденным отказом от перевозки. В этом случае путешественник имеет право потребовать возврата средств, даже если тариф был невозвратным.