Иметь домик у моря (если не у Средиземного, то хотя бы у Балтийского) – скромная мечта многих людей. Но, оказывается, если она воплощается в жизнь, это не всегда приносит удовольствие. Так, жители дачного садоводства со звучным названием «Волна» периодически оказываются под угрозой подтопления домов и участков.
На минувшей неделе дачникам потребовалась помощь сотрудников МЧС: все дело в неисправном водоводе на реке Медвежья. Как пояснили «МК в Калининграде» в региональном управлении МЧС России, во время шторма его занесло песком из устья рек Медвежья и Алейка – из-за этого угроза подтопления участков возникла не только в СНТ «Волна», но и в соседних поселках Малиновка, Каменка и Сокольники. Спасатели выехали на место и провели аварийно-восстановительные работы, очистив устье Алейки и дюкер на реке Медвежья.
Для справки: по данным Большого энциклопедического политехнического словаря, дюкер (нем. Duker) – напорный водовод, прокладываемый под руслом реки или канала, по склонам и дну глубокой долины (оврага), под дорогой и для пропуска пересекающего их водотока (канала). Дюкеры устраивают при сооружении каналов, водопровода, канализации и прочих сооружений.
На вопросы о том, на какой срок хватает эффекта от проведенных работ, и как часто у жителей прибрежных поселков возникают трудности, журналисту «МК в Калининграде» в региональном управлении МЧС не ответили. Зато директор ГБУ «Балтберегозащита» Сергей Черкасов подробно рассказал о состоянии дюкера и истории о том, как его пытаются починить на протяжении семи лет.
По информации «Балтберегозащиты», дюкер (или закрытый водовод) на реке Медвежья построили еще в начале XX века. С тех пор не раз сменились эпохи и власть, сам водовод с годами тоже не становился новее. Тем не менее, повреждения, которые появились на водоводе, не оказывали значительного влияния на его водопропускную способность.
«Дюкер и раньше периодически заносился морскими наносами, что приводило к снижению его пропускной способности. Поэтому его приходилось расчищать и промывать», – говорится в официальном ответе организации. Причины регулярного засорения дюкера кроются в его конструкции, в особенностях русла реки Медвежьей, и даже в движении плит в прибрежье Балтийского моря, уточнили в организации.
Сейчас объект находится в собственности Зеленоградского мунокруга. Мы в ответе за тех, кого приручили, и в ответе за дюкеры, которые приняли в собственность. Периодическая расчистка водовода лежит на Центре обеспечения безопасности Зеленоградского муниципального округа, добавили в «Балтберегозащите».
Казалось бы, при должном содержании дюкера что может пойти не так? Беда пришла, откуда не ждали: в 2017 и 2018 годах обитателям взморья предстояло пережить экстремальные паводки.
«Так как изначально входное отверстие дюкера не обеспечивает полноценное прохождение пропуска воды во время экстремального паводка, правительством Калининградской области после сильных паводков 2017 и 2018 года было принято решение о строительстве нового закрытого водовода», – рассказали в учреждении.
Проект строительства нового водовода подготовили в 2019 году. Сейчас для нас жизнь 2019 года кажется чем-то совсем далеким и нереалистичным, с ее ценами, дипломатическими связями и в данном случае – возможностями поставок стройматериалов из-за рубежа. Проект прошел госэкспертизу в 2020 году, а деньги на его строительство в областном бюджете отыскали только к 2023.
«В 2023 году "Балтберегозащита" несколько раз направляла конкурсную документацию на проведение торгов на поиск подрядчика строительства. Однако все проводимые в 2023 году торги не состоялись по причине отсутствия участников, желающих подать заявку», – пояснили в учреждении.
Учитывая, что, по данным Центробанка, только лишь в декабре 2022 года уровень инфляции достиг 12,92%, работать по смете 2019 года подрядчикам, наверное, пришлось бы в убыток себе.
В 2024 году, видимо, областным властям стало уж совсем очевидно, что за прежние деньги трудиться никто не станет. Поэтому весной стоимость работ увеличили и провели торги повторно. По информации, представленной ГБУ «Балтберегозащита», подрядчиком стала компания «Экватор», цена контракта составила 23 048 166,65 рублей.
«При этом, часть строительных материалов планировалось заменить на отечественные аналоги, с прохождением экспертизы только сметной документации, без существенной корректировки проектной документации и увеличения общей стоимости работ», – прокомментировали финансовую сторону вопроса в организации.
И вот, казалось бы, пора радоваться: наконец-то сделан огромный шаг в благополучное будущее без подтоплений. Но не тут-то было! За пятилетку, которую правительство области пыталось совладать то с деньгами, то с бумагами, на берегу появились «объекты туристической и транспортной инфраструктуры, без демонтажа которых строительство объекта выполнить невозможно», указали в «Балтберегозащите».
Даже в Балтийском море за эти годы произошли изменения: на береговом валу образовались котловины выдувания и передувы. Из-за этого возникла необходимость вырубать растительность, обеспечивать проезд грузового транспорта и техники для обслуживания водовода. Ничто из этого в первоначальном проекте учтено не было.
Вишенкой на торте стали санкции Евросоюза, из-за которых доставлять стройматериалы по железной дороге, как раньше, стало невозможно. Теперь единственным путем остался паром, курсирующий между Санкт-Петербургом и Балтийском. Каждый из этих пунктов значительно удорожает контракт. Старая проектно-сметная документация уже неактуальна, она требует корректировки вплоть до полного проведения целого комплекса изыскания, а также прохождения повторной экспертизы.
«Понимая важность и необходимость срочного строительства водовода, "Балтберегозащита" вместе с подрядчиком искала и неоднократно прорабатывала разные варианты решений выполнения работ <...> без существенной корректировки проекта и прохождения повторной экспертизы. Однако все проработанные варианты не позволяют достигнуть предусмотренных проектом результатов, а исполнить надлежащим образом обязательства по контракту не представляется возможным», – подытожили в учреждении.
После того, как вскрылись все недостатки и невозможность работать при прежнем количестве нулей в смете, контракт с подрядчиком «Экватор» расторгли, а деньги вернули в областной бюджет.
На данный момент, по сведениям «Балтберегозащиты», новое техническое задание и смету уже подготовили. После получения заключения экспертизы, учреждение направит запрос на включение затрат в областной бюджет «на соответствующий год». Кстати, очень мудро не загадывать сейчас, на какой именно год, ведь бюджет на 2025 (а также плановый период 2026-2027 годов) калининградский ЗакС принял в первом чтении вчера, 21 ноября.
Да, ничто так не заставляет водовод и следящие за его состоянием службы работать исправно, как бюджетные проволочки и спасательные службы. Наше будущее загадочно и непредсказуемо, это нам наглядно показали последние пять лет. Будет ли изготовленная в 2024 году документация актуальна и пригодна для строительства нового водовода пару лет спустя, покажет только время. А пока – запасайтесь ведрами, уважаемые обитатели СНТ «Волна».