В последние годы не раз поднималась проблема нежелания детей читать книги. Интернет, клиповое мышление, потоки информации с экрана, аудиокниги – что только не назначали «виновником» повальной нелюбви детей к печатному слову!
Многие родители переживают, что дети, растущие на «тиктоках» и «шортсах», не читают вообще, и пытаются привить ребенку любовь к книгам. Психолог Дарья Бирвар рассказала, стоит ли это делать и есть ли шанс привлечь ребенка бумажными (или электронными) страницами после ярких клипов, а также имеется ли смысл в идее предложить прочесть книгу после просмотренного по произведению фильма.
Главное, что стоит запомнить – не заставлять ребенка читать через силу, а попытаться заинтересовать. Но до того понять, почему он не хочет читать. Может, предлагаемые книги тяжеловаты для его возраста или уровня развития? Или ему предлагают не тот жанр? Узнайте, что интересно школьнику – фантастика, приключения, детективы?
Не надо делать чтение обязательством. В качестве «домашки» ребенок книги никогда не полюбит, скорее потеряет интерес. Лучше преподнести книги как развлечение, а не обязанность.
Стоит выбрать подходящие книги – например, для маленьких с яркими картинками и крупным шрифтом. Кроме того, они не должны быть длинными – короткие главы или рассказы не требуют долгой концентрации, что идеально для новичков.
Неплохо могут «зайти» интерактивные издания, содержащие секреты, дополнения или задания.
Конечно, не обойтись без родительского примера – глядя на читающих родителей, ребенок привыкает к тому, что это норма, и может начать читать сам. Возьмите за правило иногда обсуждать с ребенком книги, которые читаете, или введите в обычай совместное чтение. Например, вслух. Можно даже разыгрывать сценки по сюжету.
Иногда срабатывает фильм, снятый по книге, и обратным путем пройти бывает легче. Нужно объяснить ребенку, чем книга отличается от фильма, показать, что книга порой ярче и глубже раскрывает мотивы поступков, мысли и поведение героев.
Что касается того самого «клипового мышления», то это скорее примета времени, признак адаптации современным информационным потокам, а не проблема. Дети привыкают к коротким и быстрым видео, к обмену сообщениями в соцсетях, и им трудно преодолевать длинные тексты. Но это не значит, что научить их читать нельзя. Просто начинать стоит с коротких рассказов или серий книг. Можно попробовать книги, где читатель сам решает, как развивается сюжет.
Хорошо бы завести привычку: 10-15 чтения минут в день, но регулярно. Не помешает и атмосфера: уютный «читательский уголок» с мягкими подушками, лампой, чашкой какао и пледом. И, конечно, книги. В такой атмосфере читать будет гораздо интереснее. А еще неплохо бы вместе с ребенком ходить в книжный.
Если привлечь бумажными томиками не удается, попробуйте аудиокниги: может, ребенок аудиал и ему так проще воспринимать сюжет. К тому же слушать книги можно в дороге, спортзале или за домашними делами. Электронные книги тоже подойдут. Многим детям привычнее читать с планшета или смартфона, чем брать в руки «настоящую» книгу.
Главное помнить: насильно мил не будешь. И заставляя читать, вы никогда не научите ребенка любить книги.
Ранее калининградцам рассказали, стоит ли запоминать сны.