Калининградцам подсказали способы одолеть интернет-шопоголизм

Калининградцам подсказали способы одолеть интернет-шопоголизм
Шопоголизм — это патологическое состояние и никоим образом не является развлечением. ФОТО: МК в Калининграде.

С появлением маркетплейсов люди стали покупать гораздо больше. Ведь для покупки не надо часами шататься по магазину, выискивая нужный товар. Несколько кликов «мышкой» — и вот желанный товар едет в пункт выдачи или доставляется курьером. Так что же все-таки такое интернет-шопоголизм — болезнь или развлечение? Разницу объясняет Юлия Хворова, психолог Mental Health Center.

Шопоголизм — не развлечение. Скорее это патологическое состояние. Вот шопинг — да, он может развлечь. Повыбирать, прикинуть, где поставить в будущем статуэтку или куда надеть новое платье, представить в голове ощущение обладания купленным. Человеческий мозг быстрее принимает краткосрочные последствия, чем на долгосрочные. В том-то и секрет привлекательности шопинга: в этом случае благодаря покупке человек получает быстрое удовольствие.

Онлайн-покупки комфортнее с точки зрения ресурсозатрат, к тому же выбранное можно отложить, сравнить цены, модели и так далее.

Да, это похоже на реальный шопинг, но в офлайн-покупках происходит более близкий контакт с товарами, и это — эмоции посильнее, чем просмотр вещей на экране. Проблемой шопинг становится в случае импульсивных покупок. Здесь может помочь следующее: отложенный в корзину товар не надо оплачивать сразу. Нужно дать себе паузу в пару дней и еще раз подумать: а точно ли нужна вещь? Но чаще люди не думают о долгосрочных последствиях, концентрируясь только на положительных моментах. А неплохо бы притормозить и подумать, точно ли вещь стоит этих денег и правда ли она нужна? Честный ответ не лишает возможности купить, но делает покупку осознанной и освобождает от чувства вины, стыда и потери контроля. Опять же честный ответ может не привести к покупке, а значит, не будет захламления и финансовых проблем. Осознанная, продуманная покупка подарит больше удовольствия, чем импульсивная.

Повысить осознанность при выборе вещей можно. Например, представить, куда пойдете в новом платье. Или обследовать гардероб в поисках похожей модели. Тот же принцип и с техникой, предметами интерьера, курсами и прочими товарами. Надо просто понять, даст ли покупка что-то, кроме разового удовольствия. Можно посоветоваться с близкими.

Кстати, как вариант — не ставить приложения, а выходить на маркетплейсы в браузере, причем не сохранять данные. Каждый раз придется потрудиться, и это сделает покупку более осознанной. Ладно, хотя бы не привязывайте банковскую карту в приложении. Или держите на ней минимум денег, а остальное наличкой. Купюрами в онлайн-маркете не расплатишься, и придется идти в банкомат — а это снова время подумать.

Не помешает завести блокнот с выделенной на покупки суммы и вычеркивать оттуда купленное. Траты будут очевиднее и станут легче отслеживаться. Да, и не стоит заходить в приложение в расстроенных чувствах — можно от грусти накупить лишнего.

Если зависание на маркетплейсах не приносит проблем — это безвредно. Но если вы стали тратить слишком много времени и денег, то пора подумать, для чего вы этим занимаетесь и что вам дает шопинг. Не пытаетесь ли вы заменить им эмоции от реальной жизни или оправдать бездействие? Например, запланировать на когда-нибудь йогу, а прямо сейчас купить коврик и другие приспособления.

Главное помнить, что конечная цель покупки — эмоции, которые можно получить и без покупок.

Ранее сообщалось, что калининградцы запланировали дарить на Новый год букеты из мандаринов и свечи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру