В России вводится несколько мер, призванных защитить людей от телефонных мошенников. В марте вступят в силу поправки к ряду законов. Они, например, дадут возможность самозапрета на кредит.
К тому же Госдума работает над законопроектом про период охлаждения – срок между оформлением и уже получением кредита, если он превышает 50 тыс. рублей. За это время клиент банка может очнуться, если его заболтали мошенники.
Госдума рассматривает ряд поправок к законам, цель которых – не позволить мошенникам разводить людей на кредиты. По сведениям ЦБ, половина кредитных средств ушла к мошенникам.
Лидер проекта Народного фронта «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева подчеркивает, что для аферистов очень важны секретность и срочность, поэтому они убеждают жертву быстро оформить кредит и передать курьеру либо перевести на «безопасный счет» и главное – никому не говорить. Период охлаждения дает шанс, что окружение жертвы заметит ее состояние и не позволит сделать ошибку.
Банки обяжут обмениваться с БКИ информацией в режиме онлайн. А микрофинансовые организации по новым законам смогут отправлять деньги, только если сведения о заемщике и получателе совпадут.
Цель части поправок – вынудить банки самим распознавать мошенников.
Также с 1 марта 2025 года вступают в силу поправки к двум законам – о кредитных историях и о потребительском кредите. Россияне смогут запретить самим себе оформлять кредиты через «Госуслуги» и МФЦ.
В ЦБ постоянно работают над улучшением правил для кредитных организаций, чтобы усложнить «работу» мошенникам. Пока же, хоть и усложнили верификацию на «Госуслугах», мошенники умудряются захватывать доступ к порталу.
Важно также улучшать финансовую грамотность населения, считают эксперты, потому что, несмотря на постоянные напоминания, в «безопасные счета» и «зеркальный кредит» все еще верит много народа и отдает свои (и чужие) деньги аферистам.
Ранее сообщалось, что жертвами телефонных мошенников хоть раз становились 13% калининградцев.